Уксунйоки по большой воде. Фотоотчет.

Фотоотчет о сплаве по реке Уксунйоки с 1 по 8 мая 2012 года от Райконкоски до Храмины.

Это даже скорее не отчет, а мой рассказ о путешествии по весенней реке. Ну и конечно моя точка зрения находится исключительно в кокпите надувного каяка. Погнали...

Часть первая. "Мы все здесь сдохнем!". Порог Райконкоски.

В ночь с 30 апреля на 1 мая мы приехали на станцию Райконкоски. Чтобы добраться до места будущей стоянки, нам нужно было пройти по железнодорожным путям и пересечь мост. Было темно, но по звуку было слышно, что ниже моста - довольно серьезный порог. Это был порог Райконкоски, или Мостовой-1.

Нам нужно было спуститься с железнодорожной насыпи за мостом выше по течению. Надо сказать, что с нашим грузом это было довольно непросто, так как насыпь была очень крутая и наш склон был в глубоком снегу.

Удалось найти довольно неплохое место для стоянки. Разбили лагерь, поужинали и легли спать.

С утра погода была отличная. Это было очень кстати, ведь нам предстояло собирать лодки.

День первый. На стапеле в Райконкоски.

У меня была новая лодка - Каньон-Спорт. Я еще не успел толком на ней покататься - проехал только две Каширки. До этого у меня был Соло, который не радовал своими большими габаритами, особенно шириной, а также объемом бортовых баллонов - как следствие не поощрял работу с кренами.

Лодка готова к загрузке.

Наша с позволения сказать "группа" состояла из меня и экипажа катамарана-двушки - Саши и Володи. Сразу скажу, что с этими парнями я бы в разведку пошел. Хотя наши взгляды на "водный туризм" сильно различаются, но парни что надо. И справедливости ради надо заметить, что всю подготовку и организацию они вытянули почти без моего участия, так что я ехал "космическим туристом". Пользуясь случаем хочу сказать им спасибо.

Команда катамарана

Ни для кого не секрет, что катамаран собирается намного дольше надувного каяка. Этот раз не был исключением, что было для меня лишним поводом порадоваться тому, что я иду на собственной маленькой лодочке, а не на здоровой "сложносочиненной" пупындре.

Сборка катамарана на стапеле.

Однако не все было так просто. За этим мостом нас ждал порог Райконкоски.

Вид из лагеря на железнодорожный мост.

Его белые барашки начинались сразу под мостом, а заканчивались черт знает где. От начала и до конца - мощная струя, нонстоп.

Сразу за мостом - порог Райконкоски. Видны белые петушки на входе.

Ниже железнодорожного моста - автомост. Это вид с автомоста вверх.

Ниже ЖД-моста - автомост. Это - вид с него обратно на ЖД-мост.

А это - вид с того же автомоста вниз. Ракурс не тот, но два стоячих вала за мостом - высотой метр-полтора, не меньше.

Стоячие валы непосредственно за мостом. С этого ракурса не видно, но они довольно высокие - метр-полтора точно.

За поворотом веселуха тоже не заканчивается.

Вид с того же автомоста вниз. Конец порога с автомоста не просматривается.

Хотя в принципе здесь порог становится постепенно не криминальной шиверкой, но эта шиверка - все-таки быстрая. И низколетящий мостик на такой скорости очень доставляет.

С того же автомоста фотка с хорошим зумом. Видна низколетящая хрень поперек реки.

Все эти фотографии мы сделали, когда ходили с Володей в магазин в поселке. А собрались мы ближе к вечеру.

Я вообще не горел энтузиазмом лезть в этот порог - боялся лечь в самом верху. Там невысокий, но довольно мощный слив, основная струя внизу с двух сторон накрывается двумя обратными косыми валами, которые в принципе могли меня положить. В этом случае мне пришлось бы проходить весь этот длинный порог самосплавом. В принципе ничего особо страшного, но это все-таки паводок, да и под автомостом под правой опорой было довольно неприятное место, в которое очень не хотелось.

Была еще возможность не ходить в этот слив, а заехать в "тупик", который был справа него, и потом протащить лодку вниз по каменной горке длинной метра два. Но это было как-то уж совсем бесславно...

Конечно, это был довольно простой порог, если говорить объективно, но у меня была новая лодка и новое весло, с ними я еще пороги не катал. Плюс ко всему - первый порог всегда страшный, так как не раскатался еще толком, не понимаешь как весло держать и как лодку кренить. Да и об обносе вещей не могло быть и речи.

Первым должен был идти катамаран, он должен был тормознуть и подождать меня где-то в середине порога. Катамаран ушел, я зачалился перед железнодорожным мостом, вышел посмотреть где он остановился. Но катамарана я не увидел - на всем протяжении порога в пределах видимости его не было. Я понял, что остановка не получилась, их лодку просто пронесло до конца.

На самом деле я изначально не очень рассчитывал на страховку с воды и вообще сомневался что здесь она нужна. Поэтому решил идти, но заехать в правый "тупик" и стащить лодку вниз.

Едва я заехал в порог - меня подхватило и потащило очень быстро. Я заехал в правый тупик, но к тому времени уже залил лодку. Я хотел там остановиться, но не получилось - в лодке полной воды мощная струя бросила меня на камни, продавила вниз, по этим камням и бревнам, которые не смогли меня остановить, хотя я пытался. Меня снова подхватила основная струя.

В этот момент я почувствовал себя уже просто пассажиром. В лодке была вода. Я знал, что маневрировать теперь мне особо и не надо - надо просто ехать по основной струе. А главная задача сейчас - удержать лодку от переворота. Я упал на правую опору и на ней проехал автомост, высокие валы за ним и поворот. Потом вроде бы стало получше, я постепенно вернул себе контроль.

На повороте за автомостом на берегу я заметил Володю с морковкой. Нет, не пригодилась.

Потом я проехал последний мосток, очень низкий. Я в принципе давно и крепко дружу с низкими мостиками, но на такой скорости надо сказать было немного волнительно.

Не доезжая конца выходной шиверы меня ждал Саша у зачаленного катамарана.

Подошел Володя, мы обменялись впечатлениями и немного потупили. К этому моменту я осознал, что хочу другую лодку - меня очень не устраивала работа самоотлива. Надо с этим что-то делать - текущей мощности самоотлива на лодке Каньон-Спорт хватает от дождя и брызг, или для локальных порогов, где после основного мяса сразу идет лужа. Но для мощной струи с валами и бочками, длинных порогов и фоновых речек его явно мало. Я всегда это знал, но теперь убедился в этом на собственной шкуре. Раньше я не ездил таких длинных нонстопов.

Почти сразу за порогом начинается озеро. Мы немного проехали по нему и встали на стоянку в сосновом лесу на левом берегу.

Очень красивая стоянка и очень красивое озеро.

Ну и с погодой конечно очень повезло.

Часть вторая. Затертые во льдах.

Наутро с дальнего конца озера пригнало шугу. Вода поднялась и почти дошла до нашего костровища.

День второй. На той же стоянке с утра. Вода за ночь подобралась к костру.

Пока готовили завтрак, к нам подъехали местные рыбачки на моторке. Пообщались немного, они рассказали что пока дальний конец озера заперт льдом. Но мы это итак знали.

На самом деле это не лед, а скорее шуга. По льду можно ходить и тащить лодку, и это было бы для нас очень хорошо.

Мы отчалили, и пройдя совсем немного, начали въезжать в шугу. Сначала она была довольно разреженной и плыть почти не мешала.

Въезжаем в шугу. Пока можно плыть свободно.

Но постепенно она становилась все плотнее.

Нам приходилось изобретать различные нестандартные способы передвижения по полутвердой воде. Такой способ наверное не удивит любителей проводить майские праздники в Карелии.

В таких условиях надувной каяк имеет огромное преимущество перед катамараном. Например, можно проехать вплотную к берегу, достаточно воды шириной полметра. Или проползти по трещине шириной в тридцать сантиметров.

Местами лед крепкий и по нему можно ходить.

Очередной выход на открытую воду. Ненадолго, скоро - опять зажмет.

У нас были все нужные карты и GPS, и это позволило нам оптимизировать движение - мы нашли дорогу, которая вела туда куда нам надо. Наличие глубокого снега в лесу очень упростило этот волок длиной в несколько километров.

Волок. Очень хорошо что есть снег.

Шли довольно долго, делали много остановок.

Отдых на волоке.

Финальная часть волока проходила по большой автодороге. Снега ни на ней, ни на обочинах уже не было, и все пришлось тащить на себе несколько километров. Мы смогли унести все в одну ходку. Надо сказать, это было жестковато.

Оттуда мы пришли.

У меня на корме едет не просто герма, а герморюкзак. На длинных обносах он соответственно перебирается на спину. Это здорово помогает. Я пришел к такой системе недавно, она меня очень радует. Рекомендую.

Наконец-то мы дотащили лодки до стоянки. Со стоянкой опять повезло, как и с погодой.

Наконец-то дотащили лодки до стоянки.

Неплохой вид...

С утра погода тоже была неплохая. Это был третий день.

День третий.

На этот раз - все точно также - с утра небольшая разминка на открытой воде, дальше - въезд в шугу, затем - жесткое рубилово.

Нам как-то удалось проскрестись по трещинам и разрывам льда, пришлось немного обнести катамаран, после чего была найдена "дорога жизни" - довольно короткий путь по небольшой трещине к открытой воде.

И мы наконец-то въехали в реку.

Часть третья. Шиверы, плесы и завалы

Началось течение, и начались завалы.

На каяке они проходились довольно легко и быстро, катамаран требовал больше времени.

Задержавшись на озерах, мы не смогли вписаться на хорошую готовую стоянку, пришлось оборудовать свою собственную. Вроде бы получилось.

На следующий день с утра подъехал поздороваться рыбак на небольшой моторке, подарил нам небольшую щучку.

Течение немного начало появляться. Те же завалы.

В общем, ничего интересного, хотя виды красивые.

Встали на стоянку в месте, где активно поработали бобры. Благодаря им сухих ольховых дров было в достатке.

День пятый.

Закоптили щуку - как говорится, в лучших традициях...

На следующее утро пошел дождь, а я решил помыться. Взял мыло и пошел на берег плескаться в реке. Надо сказать, было волнительно. К моменту полного загидривания думал, что заболею, но обошлось.

Дождь шел весь день. Река однообразная, шивер мало, плесы, излучины, завалы. Кстати, завалы, встреченные нами на всей реке, для меня (как человека на маленькой и легкой одноместной лодке) не представляли сложности, не требовали много времени или сил, и проезжались быстро и легко. Особенно после Каширки. Их так много на фотографиях, потому что мне приходилось ждать катамаран и я развлекался при помощи фотоаппарата.

Начались шиверы. Шивер, надо сказать, было немеряно. На шиверах как правило - ледяные/снежные берега и очень холодно. Все проходили сходу и не снимали. Проблем на шиверах не было, хотя один раз была довольно веселая, которая, как я потом узнал, оказалась порогом "Тюфяк" аж "целых" 3КС :)

Вроде бы единственная избушка, которая нам попалась на всем маршруте.

Дальше - характерный многолетний завал у бывшего моста.

После очередной шиверы встали на стоянку. Утро шестого дня.

День шестой.

Джентельменский завтрак. Красиво жить не запретишь :)

И снова хорошая погода.

Уникальное для этой реки место - каменная осыпь.

Часть четвертая. Всероссийский водный фестиваль "Уксун на майские". Фестивалим и катаемся.

Это был уже седьмой ходовой день. До этого мы не встретили ни одной водной группы на маршруте.

Впереди был автомост, за которым - порог "Мостовой". Перед мостом я заметил катамаран. Гребу и думаю типа вот, сейчас подъедем, пообщаемся наконец с новыми людьми, а то все одни и те же рожи...

Подъезжаю ближе, вижу - еще один экипаж. И на другом берегу - еще несколько. В общем перед мостом было полно народу. Заехали за мост - там вообще какая-то смесь базового лагеря и стартовой поляны "Скитульца" :)

Парни прошли "Мостовой", я сходил посмотрел, и проехал его по более "халявной" протоке. Многочисленные зрители на берегу "экшена" не получили. Мы Мостовой не снимали.

Потом - "Блюдце". Обещали что типа порог, "целых 3КС", однако оказалось - шивера нулевой сложности с единственным небольшим выраженным вальчиком. Засняли на видео ради прикола (да и потому что вообще видео до этого почти не было).

Впереди нас ждал "Розовый слон". Мы сразу знали, что там народу будет как на фестивале "Нашествие". Встали на самую верхнюю стоянку, довольно далеко от порога, перед левым поворотом.

"Слон" - это первый падун. И в качестве мест для катания нас изначально интересовали именно падуны. Вечером я обнаружил, что на моей лодке вырвало стропу спинного упора.

Это происходит уже на второй моей лодке, первым был Соло. Крепление спинного упора должно быть переработано. - это явное слабое звено. Я конечно свои лодки никогда особо не жалел, но лодки и не надо жалеть, на них надо кататься.

С утра взялся за шитье. Схема уже отработана. Зацените мой девайс. Где такой взять - не знаю, а хотел бы.

День седьмой. Шитье вместо катания.

В этот день мы сделали дневку, чтобы покататься на Слоне. И покатались, и поснимали. Я правда не ездил по левому сливу, о чем сейчас жалею. Зато по правому раз десять проехал в разных вариантах. Он конечно простой, но очень удобный.

Вечером просто пошли потусоваться на пороге.

С погодой опять повезло. Красота.

Вечер на Розовом Слоне

Элементы фестиваля присутствуют.

Фестиваль "Розовый Слон"

Щука в левом сливе. Все-таки я не верю в многоместные надувные байдарки на таких сливах - жесткости не хватает. Хотя дуть надо, но все равно не хватает, продольной.

За сливом весь плес в пене.

Порог "Розовый слон", за сливом. Кругом пена. Помощь экипажу "Щуки".

День восьмой. Собрались, уезжаем со стоянки.

День восьмой. Наша стоянка на "Розовом Слоне". Уезжаем.

Опять проехали Слона, на этот раз с вещами. Подъехали к порогу "Мельница" он уже повеселее. На нем и надо кататься, а не на Слоне. Мельницу не фотографировали - только видео.

Я проехал Мельницу нормально, но по-тупому кильнулся при заходе в улово. Ну и ладно - лодку перевернул, залез назад и дальше поехал.

К слову, если перевернуть пустую лодку легко, то груженую - не так-то просто. Поэтому на Спорте я использую специальную переворотную стропу, которая выходит из отверстий самоотлива, образуя удобную ручку с каждой стороны дна. Этих ручек и бедренных упоров более чем хватает, чтобы удерживать лодку, поэтому я снял штатную обвязку и больше ее не использую.

Дальше был порог "Каньон". Перед порогом я встретил друзей, шедших в параллельной группе. Раньше мы вмести ходили на Красненькую-Кутсу.

Каньон - это такая длинная шивера, заканчивающаяся пологим сливом. Под сливом - бочка, справа - очень мощная, слева - небольшая. Я выбрал что-то среднее. Въехал на шиверу, проехал большую ее часть без особой работы, ближе к концу уехал левее и взял разгон до самой бочки. Поднял носик и задавил ее. Надо сказать, довольно ощутимо остановило, но скорости хватило с запасом.

Дальше - порог "Храмина". Раньше здесь была ГЭС, сейчас от нее остались лишь каменные развалины.

На пороге - куча народу.

В плане прохождения - похоже на "Каньон". Тоже - длинная заходная шивера, заканчивающаяся пологим сливом. Огромная бочка в правой части, в левой поспокойнее.

Очень многие обносятся, многие обносят вещи. Группа на полиэтиленовых каяках обнеслась. Вообще бочка в правой части конечно доставляет. Катамаран-четверку, вошедший в нее на нулевой скорости, кильнуло моментально. Но промыло, в общем без последствий.

Мы долго тупили, смотрели, снимали, тусовались. Потом проехал наш катамаран, за ним пошел я. Заехал на шиверу, влево сильно не жался, но контролировал возможность всегда уйти влево. Перед сливом принял левее, взял разгон до бочки. Не остановило вообще, проехал по инерции на корме почти до второго слива. Второй слив довольно простой. В общем проехал порог в точности как задумывал, и довольно уверенно.

До последнего падуна мы не поехали. Встали на Храмине и устроили шикарный антистапель. На следующий день прошли пешком несколько километров до автодороги, поймали "буханку" и уехали на вокзал в Питкяранту.

Часть пятая. Впечатления.

Вообще я узнал для себя много нового.

Ездить на майские в Карелию можно и нужно

Неделю жить в заснеженном лесу оказывается не так уж плохо. Теплый спальник, цепная пила и достаточное количество калорийной еды всегда спасут. Воды полно, комаров нет. И не жарко :))

На следующие майские наверное снова поеду, на этот раз как минимум Уксун-Тохму. Ищу сообщников. Ближе к зиме создам событие, кому интересно - следите за эфиром.

Ходить Уксун сверху не нужно

Если ваша цель - пороги, то не стоит повторять наш "подвиг". От Райконкоски до Мостового-2 порогов нет, не считая Райконкоски. Который не особо катабелен. Надо ехать сразу на автомост, откатывать все пороги по полной и ехать на следующую реку. Уезжать с Храмины не нужно (у нас были свои причины), а нужно ехать до последнего падуна и откатывать его тоже.

Пороги

"Тюфяк" и "Блюдце" я за пороги не считаю - "ниачем". Мостовой - ну более-менее. Самый простой из падунов - "Слон" (из-за правой протоки). Самый сложный - наверное Храмина. Он же - самый опасный. Отдельная тема - Райконкоски.

Если вставать на "Слоне", то с таким расчетом, чтобы катать в основном "Мельницу". Она находится в 50 метрах ниже Слона.

А вообще конечно более-менее порогов на Уксуне мало, и они довольно простые. Так что Уксун имеет смысл ходить только в связке с более интересной речкой (например, Тохмой). Собственно, так все и делают.

Лодка Каньон-Спорт

  • Не понравилось: Плохой конструктив крепления спинки, спинки тупо отрываются. Малая мощность самоотлива.
  • Понравилось: Эти обводы работают. В разреженной воде бочек при наличии скорости плавные, закаяченные обводы и плоское дно создают очень большую подъемную силу. Она позволяет давить бочки сверху, не смешиваясь с водой. Даже первые 10 сантиметров носика уже начинают работать. Уверен, что при наличии техники можно запросто проезжать бочки, в которых киляет катамараны-четверки.

Катамаран - скучно, полиэтилен - много чести

90% лодок на реке - катамараны (остальное - рафты). На катамаране на этой реке просто скучно и неинтересно. С другой стороны, тащить туда полиэтилен - нет особого смысла. Все отлично катается на надувном каяке.

"Сухарь" рулит

Перед походом я купил сухую куртку и штаны Hiko Snappy. На тело - комбинезон из Полартека от Сплава. До этого использовал неопрен и брызгозащиту. Сразу скажу, оно того стоит. Цена конечно не особо демократическая, но если плаваешь давно и много когда лежит снег - все равно придешь к "сухарю". Можно целый день ехать под дождем - все равно сухо и комфортно. Когда выходишь на берег - тепло, не нужно бежать срочно разгидриваться. Единственный нюанс - стыковка штанов и куртки предполагает юбку, нужно купить неопреновый пояс (например, в Спортмастере - пояс для похудания, 500 рублей). Теперь подумываю о драйсьюте.

В глубокой разведке. Куртка и штаны Hiko Snappy.

Ходить в одной группе с катамаранами не нужно

Катамаран был очень медленным на озерах, плесах и на завалах. Я греб на минимальной мощности, и все равно от него уезжал. Так всегда бывает, проверено. На всяких обносах и прочих приключениях катамаран очень инерционен и не мобилен. Ну и приоритеты у катамаранщиков как правило другие.

Видео

"Падуны Уксуна и надувной опендек" - ролик про меня и мою лодочку.

"Уксун на майские" - просто склейка всех видеоматериалов, без особых художеств. Использованы также видео одной из параллельных групп, спасибо Руслану.


Здесь использованы далеко не все фотографии. Остальные - в прикрепленном альбоме

Sniff Sniff 03 июля 2012 8 каяк, надувные каяки, катамараны, сплав, паводок, Уксун, Уксунйоки, пороги, Каньон-Спорт, Карелия, фотоотчет, видео, Розовый Слон, Храмина, Мельница, Райконкоски, Hiko Snappy, снаряжение, Prijon Rim Kinetic
Комментарии
#1 03 июля 2012 18:58
Mr_Ponch

Классные фотографии и отличный отчет, спасибо.

#2 04 июля 2012 13:10
Emma

Чудесный отчёт. И на видео скольжение поверх бочек падунов очень впечатляющее.

#3 to: Emma , re: #2 05 июля 2012 12:33
Sniff

скольжение поверх бочек

Хороший термин, мне нравится. Именно скольжение.

Очень часто приходится слышать, что надувастики плохо пробивают бочки, но здесь ошибка в самой постановке вопроса.

#4 20 августа 2012 17:29
cherep

Пришел с Уксы 19 августа. Способ передвижения - Каньон -Соло. Маршрут Райконконски- Уукса.Время прохождения с 14.08-17.08. Все правильно на верхней Уксе кроме завалов и спокойной воды нет практически ничего. Все начинается с Мостового-2.Пройдены все падуны с грузом, кроме Розового слона (я там катался, с грузом таскать байдарку не удобно=).Больше всего впечатлил Каньон и Храмина последний порог в Ууксе был не проходим(ну можно если не жалко средство сплава).Вода была выше среднего

#5 to: cherep , re: #4 22 августа 2012 19:08
Sniff

последний порог в Ууксе был не проходим(ну можно если не жалко средство сплава).

А что кстати там? Говорят, то ли арматура, то ли еще что-то техногенное...

#6 23 августа 2012 17:07
cherep

Да там камни,бревна, всякая ерунда. Местная молодежь говорит что на простых лодках там каталась, но иной раз печально для лодки.

#7 to: cherep , re: #6 23 августа 2012 17:56
Sniff

Жалею что в тот раз мы до последнего падуна не доехали. Уверен - вся эта фигня была тогда под водой глубоко, идти 100% можно было бы.

#8 23 августа 2012 18:52
cherep

Я кстати тоже начитавшись о 5 падуне даже смотреть на него не стал хотя антистапель был в 300 м от него. Думаю в паводок он проходим