Тохмянис 2014

В ролике показан майский поход на одноместных надувастиках по рекам Северного Приладожья, Тохмайоки и Янисйоки.

Отчет и фотки от Саши (brds): ссылка

Mr_Ponch Mr_Ponch 12 мая 2014 60 Т-34, аккорд 30, викинг 3.4, Карелия, май, сплав, Тохма, Янис
Комментарии
#1 12 мая 2014 13:17
brds

Спасибо! Бодрячком так, особенно музон! А основные пороги Яниса не записались?

#2 12 мая 2014 13:30
Mr_Ponch

Ну шивера с "1,5м валами" записалась и в видео присутствует, а вот офигенский порог с поворотом на 90, к сожалению, нет(((

#3 12 мая 2014 18:40
igorinich

мягенько тут у вас было, ниччо, отдыхательно.

#4 to: igorinich , re: #3 12 мая 2014 18:46
Mr_Ponch

igorinich, c приплыздом! Отдыхательно, только немного холодновато. Хорошо хоть дождя не было, только снег, 3 дня из 5 ;)))

#5 to: Mr_Ponch , re: #4 12 мая 2014 18:57
igorinich

Тебя также с приплыздом! У нас было более-менее тепло, да и в общем пофиг. наваляло мне под первое число, 3 раза отдельно от лодочки оказался и катался далеко не везде... но Ризбах, нижний Оэц, Санна - суперречки! Верхний Инн в районе Ардеца и верхний Оэц - тоже супер, но страшные до безобразия!

#6 13 мая 2014 23:16
Emma

Чем больше вижу роликов с килем оранжевого Аккорда, тем больше убеждаюсь, что дело в Аккорде. :)

По поводу погоды: Кавказ лучше. :)

#7 to: Emma , re: #6 14 мая 2014 00:18
igorinich

Честно говоря, килей этого оранжевого аккорда я видел крайне мало...

#8 to: Emma , re: #6 14 мая 2014 09:08
Mr_Ponch

Лодка конечно не идеальна, но не стоит забывать и про "мастерство" пилота. Думаю на Спорте я смог бы добиться близких результатов:))

Мне погода, если честно, не особо досаждала. Но некоторые участники мероприятия иногда слегка подмерзали, что меня несколько тревожило. Ну а так -да, на Кавказ уже хочу.

#9 to: igorinich , re: #7 14 мая 2014 09:10
Mr_Ponch

Честно говоря, килей этого оранжевого аккорда я видел крайне мало...

В прошлом сезоне - 5
В этом - пока 2

%)

#10 to: Mr_Ponch , re: #8 14 мая 2014 10:10
Egor

Лодка конечно не идеальна

Идеальных лодок не бывает, это факт! А Аккорд-30 лодка отличная ;)

Но некоторые участники мероприятия иногда слегка подмерзали,

Подмерзал только я, Катюшке было хорошо :) Думаю к следующему сезону купить майку и шорты из полара в дополнение к комбезу, тогда будет совсем хорошо.

#11 to: Mr_Ponch , re: #9 14 мая 2014 10:49
igorinich

Учиться тебе надо. На одном греби-табань далеко не уедешь. А кавказ... Теперь разве через год...

#12 to: Egor , re: #10 14 мая 2014 12:10
Mr_Ponch

Закаячка носа сделала бы эту лодку еще более отличной :)))

Подмерзал только я, Катюшке было хорошо :) Думаю к следующему сезону купить майку и шорты из полара

Насколько я помню, мерзли у тебя ступни ног. Не уверен, что майка и шорты смогут здесь помочь :)))

#13 to: Mr_Ponch , re: #12 14 мая 2014 12:15
Egor

Было такое... Этот вопрос, думаю, решу новыми носками, старые уже благополучно отправлены на помойку.

#14 to: Mr_Ponch , re: #8 14 мая 2014 12:43
Emma

Лодка конечно не идеальна, но не стоит забывать и про "мастерство" пилота. Думаю на Спорте я смог бы добиться близких результатов:))

Да нет, тут давно уже просматривается система. Стоит зацепиться одним баллоном поглубже-покривее (а "поглубже" при такой массе гребца получить несложно), и тут же следует поворот в сторону кривизны этого баллона и полёт через борт. На Каньонах этого эффекта не было бы.

#15 to: Mr_Ponch , re: #9 14 мая 2014 12:48
Emma

В прошлом сезоне - 5 В этом - пока 2

Я на Кавказе словила четыре киля за примерно сорок пройденных километров, причём первые два - в первые десять или пятнадцать минут на воде. :) Но в трёх случаях из четырёх я точно знаю, какая именно моя ошибка привела к перевороту.

#16 to: Emma , re: #14 14 мая 2014 12:49
Mr_Ponch

зацепиться одним баллоном поглубже-покривее

-Поясните, пожалуйста, что вы имеете ввиду? И еще не понимаю, почему:

На Каньонах этого эффекта не было бы

#17 to: Emma , re: #15 14 мая 2014 12:54
Mr_Ponch

Я на Кавказе словила четыре киля за примерно сорок пройденных километров

-Подумаешь... Я на Уксуне четыре киля словил на 40 пройденных метрах :)))

#18 to: Mr_Ponch , re: #16 14 мая 2014 13:47
Emma

У Аккорда баллоны выгнуты в разные стороны. Это неважно при ровной воде и небольшой загрузке, потому что наиболее изогнутые участки подняты над водой, а что не поднято, то компенсируется противоположным изгибом другого борта.

Но если на хорошей скорости (например, в бочке, где скорость лодки в первый момент складывается со скоростью противотечения) чуть накренить хорошо загруженную лодку на один борт, то более глубоко погружённый баллон вцепится в воду и начнёт поворачивать лодку в сторону своего изгиба. Этот поворот породит центробежную силу и, как следствие, увеличение крена на этот борт... после чего изогнутый баллон вцепится в воду ещё сильнее. Процесс развивается с положительной обратной связью и приводит к падению.

Тот же самый процесс начинается с другого шага, если вместо крена лодка входит в воду косо. Торможение бортом приводит к крену на этот борт, нагруженный баллон вцепляется в воду и начинает поворачивать лодку... дальше всё то же самое.

#19 to: Emma , re: #18 14 мая 2014 14:13
Mr_Ponch

Спасибо за развернутый ответ:). Кажется, мысль уловил. А у Rаньонов изогнутые участки баллонов подняты закаячкой, поэтому этот эффект значительно меньше проявляется, так? В любом случае, збрасывать со счетов "мастерство" гребца тут тоже не стоит. Zindolog то вот довольно успешно на Кодор на Аккорде ходил.

#20 to: Mr_Ponch , re: #19 14 мая 2014 14:27
Emma

У Каньонов, в первую очередь, есть дно. :) Разумеется, любая лодка поворачивается на обратном крене, но из-за особенностей конструкции у Аккорда этот эффект, похоже, выражен в разы сильнее.

Zindolog то вот довольно успешно на Кодор на Аккорде ходил

Зиндолог весит меньше меня, да и барахла у него немного. :) Меньше осадка - меньше цеплючесть изогнутого баллона...

Тем более, что на горной реке он, скорее всего, обошёл все бочки, которые только мог. И по снежному склону в реку тоже не скатывался. :)

#21 to: Emma , re: #20 14 мая 2014 14:40
Mr_Ponch

Все равно, Аккорд мне очень по многим параметрам нравиться, так-что пока продолжу пытаться к нему приноровиться:))

#22 to: Emma , re: #18 14 мая 2014 14:42
brds

Думаю, что если добавить пассивной остойчивости лодке - 4, а лучше 5 донных секций и немного опустить дно, то килей будет меньше. А есче прокладке между лодкой и веслом немного похудеть :-)

А у Т-34 такие же проблемы, как и у Аккорда? Вроде форма лодок похожа, за исключением пенных вставок в днище?

#23 to: brds , re: #22 14 мая 2014 15:38
Emma

А у Т-34 такие же проблемы, как и у Аккорда? Вроде форма лодок похожа, за исключением пенных вставок в днище?

Это она сверху похожа. :) А снизу непохожа совсем. :) Нормальная лодка (с опущенным дном) и кренится меньше, и чуть-чуть проскальзывает вбок, если зашла немного косо. А Аккорд и баллон засунет поглубже, и вцепится за воду им сильнее, и центр тяжести у него выше.

#24 14 мая 2014 20:26
Tolyan_Las

Сева, за видео ещё раз спасибо! И за фотоальбом тоже. Там, кстати, техногенка очень хорошо показана. Вмешаюсь в вашу дискуссию о динамике "Аккорда": что касается динамики - это главный побочный эффект от конструкции. Который обязательно сказался на боковом сопротивлении. К нему можно только адаптироваться. Но по прямой плывёт намного легче, чем "Хатанга", не смотря на то, что "Хатанга" немного уже. Но самая крупная роскошь - это конечно то, что можно залезть с воды, прямо с борта.

#25 to: Tolyan_Las , re: #24 14 мая 2014 21:05
brds

"...Но по прямой плывёт намного легче, чем "Хатанга", не смотря на то, что "Хатанга" немного уже..."

Согласно приведенному на этом сайте "Каталогу надувных байдарок" ширина различных Хатанг варьируется от 100 до 104 см, а ширина Севеного Аккорда-30 всего 85 см.

#26 to: brds , re: #25 14 мая 2014 22:17
Tolyan_Las

Честно говоря, изготовитель пишет о 106 и 112 см ширины для "Аккорда-1" и 106 см ширины для "Аккорда-2". Плюс два варианта диаметра баллонов: 30 и 35 см. Может 85 см - это в самом узком исполнении?

#27 to: Tolyan_Las , re: #26 14 мая 2014 23:26
brds

У Севы вот такой Аккорд http://vesloiparus.ru/boats/timetrial/accord-30/

#28 to: Tolyan_Las , re: #26 15 мая 2014 09:23
Egor

Ширина Аккорда-1 зависит от модель надувного дна. Дно бывает 5-ти, 4-х и 3-х секционным. Ширина 106, думаю, для 5-ти секционного. У Севы самое узкое дно, 3-х секционное, у меня 4-х секционное.

#29 to: Tolyan_Las , re: #26 15 мая 2014 09:25
Egor

А Аккорд-1 с баллонами 30 см больше не делают, так что его можно перемещать в раздел "лодки, снятые с производства", к сожалению...

#30 to: Mr_Ponch , re: #19 15 мая 2014 22:25
igorinich

Помнишь я тебе говорил, что сущность аккорда - катамаран с центральным положением гребца. Надувное дно по своей сути у аккорда не имеет никакого значения - там может быть фанерка, может быть сетка: остойчивость определяется именно баллонами. При этом притопление любого из баллонов автоматически ведет к моментальному килю (если, конечно, падлер не сопротивляется этому изо всех. что во-первых. на лодке такой конструкции проблематично, а в твоем исполнение - увы - еще более сложно) Т.е. до определенного крена аккорд дает ощущение колоссальной устойчивости (катамаран), при его притоплении в пене - за счет не работающего дна - очень быстро теряет невеликий запас плавучести и становится куда как более нейустойчивым чем классические надувахи с полноценным дном. Собственно один из железных аргументов при выборе мною клона "северянки" было именно форма дна - наиболее профилированная. И смысла закаячки - имхо - никакой нет. Закаяченный "аккорд" будет ложиться с не меньшим (а возможно и с большим) успехом.

#31 to: Mr_Ponch , re: #19 15 мая 2014 22:27
igorinich

Вдогонку: обрати внимание на викинги! Лодки, на которых ходили там, откуда я приехал (и мне наваляло). Закаячки - почти ноль, а форма - очень даже "килеватая"

#32 to: igorinich , re: #30 15 мая 2014 22:50
brds

А если у Аккорда опустить дно, то ситуация не исправится?

#33 to: brds , re: #32 15 мая 2014 23:03
igorinich

думаю, улучшится. Только хозяин аккорда будет ехать в луже : DDD

#34 to: igorinich , re: #31 15 мая 2014 23:04
igorinich

не викинги, а драккары конечно! зарраза напутал...

#35 to: igorinich , re: #30 15 мая 2014 23:15
Mr_Ponch

Помнишь я тебе говорил, что сущность аккорда - катамаран с центральным положением гребца.

-Конечно.

до определенного крена аккорд дает ощущение колоссальной устойчивости (катамаран), при его притоплении в пене - за счет не работающего дна - очень быстро теряет невеликий запас плавучести и становится куда как более нейустойчивым чем классические надувахи с полноценным дном.

-Похоже на правду.

Drakarовский Эдельвейс мне очень нравится.

#36 16 мая 2014 11:26
MAI

Но если на хорошей скорости (например, в бочке, где скорость лодки в первый момент складывается со скоростью противотечения) чуть накренить хорошо загруженную лодку на один борт, то более глубоко погружённый баллон вцепится в воду и начнёт поворачивать лодку в сторону своего изгиба. Этот поворот породит центробежную силу и, как следствие, увеличение крена на этот борт... после чего изогнутый баллон вцепится в воду ещё сильнее. Процесс развивается с положительной обратной связью и приводит к падению.

#37 to: MAI , re: #36 16 мая 2014 11:44
MAI

Запутался с цитированием. Если на хорошей скорости попробовать развернуть лодку тупо воткнув весло рядом с бортом, то центробежная сила накренит лодку на противоположный (внешний) борт. "Зацеп" выполняется с креном на весло. Если предположить что притопленный баллон создает существенную центробежную силу и ось вращения лодки смещена к этому баллону то она (сила) должна способствовать выравниванию лодки.

#38 to: igorinich , re: #30 16 мая 2014 12:22
MAI

Немного об Аккорде. Сходили на ю.Шую. Перед сплавом получил 2-х секционное укороченное дно (заказ) и поставил на лодку с баллонами 35 см. Получилось около 1 м ширины, почти как у оранжевого Аккорда. На маршруте было 3 попытки перевернуться - 2 от камней, одна - косой вал. Во свех случаях устоял Аккорд, а не "мастер". По дороге домой показывали соседней группе запись переворота кат-2. При просмотре моего прохождения они дружно закричали "ещё киль". Т.е. крен был достаточно большим. http://fotki.yandex.ru/users/ot-n-don/album/155232?p=0. Здесь можно глянуть лодочку и прикинуть массу гребца. Предположу что кили оранжевого Аккорда из фильма - человеческий фактор.

#39 to: MAI , re: #38 16 мая 2014 12:43
Emma

Баллоны 35 см - Аккорда объёмнее аж на треть, а из-за двухсекционного дна они стали более параллельны. Да и вообще, не зря же производитель перешёл на более толстые баллоны. Естественно, новый должен вести себя на воде лучше.

#40 to: Emma , re: #39 16 мая 2014 12:57
brds

И ширина 1 м это не почти как у оранжевого Аккорда, у которого ширина всего 85 см при 105 кг человеческого фактора. Сева, прости за разглашение интимных подробностей :-)

#41 to: Emma , re: #39 16 мая 2014 15:21
MAI

Конечно объёмнее, но думаю не на треть. У предыдущей модели баллоны почти постоянного диаметра (визуально), в новой - с резким уменьшением диаметра к оконечностям. Внешние обводы моего сильно напоминают внешние обводы предыдущей модели если сравнить с фото с сайта производителя. Если подскажите как прикрепить изображение к сообщению смогу показать сравнительный вид.

#42 to: brds , re: #40 16 мая 2014 15:36
MAI

Реальная ширина моего - 98 см. При даметре 235 между баллонами - 28 см. Это две секции с диаметром меньше обычного для дна. "Оранжевое" дно - 3 секции, это + 4 см. как минимум. 230+32 получается 92 см. Если учесть что диаметр моего днища меньше стандартного, то не удивлюсь что оранжевый Аккорд имеет ширину 95-96 см. Впрочем его хозяин на форуме. Если это принципиально - можно попросить померить . Вес человеческого фактора весьма уважительный

#43 to: MAI , re: #42 16 мая 2014 15:39
MAI

куда-то пропали "звездочки" 235 - это 2 раза по 35 230 - это 2 раза по 30

#44 to: MAI , re: #42 16 мая 2014 15:47
brds

Завтра вечерком вместе с хозяином измерим. Вполне возможно, что на сайте ошибка. У ВВ на сайте ширина Т-34 92 см, по паспорту 94 см, а реально у моего почти 1 м.

#45 to: brds , re: #44 16 мая 2014 15:51
Mr_Ponch

Я ничего мерить не собираюсь!!! Устроили тут кружок теоретического лодковедения ))) И вообще, за раскрытие "интимных подробностей" ты подписан на программу "худеем вместе завхозом" :D

#46 to: Mr_Ponch , re: #45 16 мая 2014 15:55
brds

:-DDD!!! Моя пивная мозоль согласная!

#47 16 мая 2014 16:20
MAI

https://cloud.mail.ru/public/5bba186f23d7/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4

Фотосравнение лодок

#48 to: MAI , re: #47 16 мая 2014 17:19
Emma

Да, действительно. Что-то меня не в ту степь занесло.

Изначально-то я вообще не про то говорила. Я про ситуцию с нестабильностью на более-менее высокой скорости (момент вхождения в бочку или в воду с высокого берега). А остойчивость на камнях, на валу - это не про скорость, это просто про пассивную остойчивость. :)

#49 to: Emma , re: #48 19 мая 2014 13:56
MAI

В чем же исключительность Аккорда? Не думаю что он ложится в каждой бочке и при любом "тюлене"

#50 to: MAI , re: #49 19 мая 2014 14:17
igorinich

А ни в чем. Нечто среднее между катом и байдаркой. Хороший запас пассивной остойчивости. Будет класть - мяу сказать не успеешь. Если приноровиться- можно достаточно неплохие реки ходить.

#51 to: igorinich , re: #50 19 мая 2014 21:24
MAI

Я тоже думаю что обсуждаемая лодка имеет (относительно классических) повышенную остойчивость формы и пониженную остойчивость веса. Это в терминах wikipedia. Под термином "пассивной остойчивости" наверно скрывается "статическая".

#52 to: MAI , re: #49 19 мая 2014 23:09
Emma

В чем же исключительность Аккорда?

В нетривиальной поперечной динамике. Ещё Зиндолог, покатавшись на нём по Кодору, заметил, что он прямо идёт по валам и круто ввинчивается в улова. Причина понятна: он зацепляется за воду сразу двумя баллонами, а не одним бортом.

И вот представьте себе вход в улово или любой другой манёвр, где лодка поворачивается боком к струе. Нормальную лодку можно (и нужно) накренить, подставив потоку дно, и она будет плавно тормозиться, слегка проскальзывая. Проскальзывание облегчается поднятым "передним" по ходу движения бортом. Если же вы сумеет в этой ситуации откренить Аккорд, то это значит, что вы засунете поглубже задний по ходу скольжения баллон, который, естественно, начнёт резко тормозить. Будет "кивок". При ширине Аккорда это незаметно до тех пор, пока в него не сядет кто-нибудь с основательными габаритами. А потом сразу будет заметно. Не зря же в модификации Аккорда 2012-го года конструкторы ещё увеличили остойчивость, хотя лодка и до того имела очень большую ширину.

Ну, а про процесс "крен-поворот-бОльший крен" я уже выше писала. И вообще, статическая остойчивость - статической остойчивостью, а когда на борт прилетает момент (который mv), становится ясно, что погружать в воду один баллон - это куда меньше, чем погружать половину лодки. Даже динамическое сопротивление погружению меньше.

Это ж просто динамика на пальцах, она понятна на уровне ощущения физической реальности.

#53 20 мая 2014 00:34
MAI

Причина понятна: он зацепляется за воду сразу двумя баллонами, а не одним бортом.

Как раз наоборот, сказывается родство с катамараном когда один баллон уже в улове, а второй - на струе. Судно разворачивается гораздо эффективней чем однокорпусное. Крен сделать невозможно, остается вывешиваться.

Если же вы сумеет в этой ситуации откренить Аккорд, то это значит, что вы засунете поглубже задний по ходу скольжения баллон, который, естественно, начнёт резко тормозить. Будет "кивок"

Совершенно нечего возразить. На "обычной" лодке все то же самое. Сделаешь малый крен - кивок, сделаешь большой - кирдык. Просто грань потоньше.

Не зря же в модификации Аккорда 2012-го года конструкторы ещё увеличили остойчивость, хотя лодка и до того имела очень большую ширину.

В старой модели на скорости вода проходя между баллонами упиралась в их стык. Основная причина увеличения диаметра - попытка избежать фонтанчика сзади.

Ну, а про процесс "крен-поворот-бОльший крен" я уже выше писала

Я уже тоже писал, что любой поворот (неважно от весла или от крена) топит внешний борт, или как Вы пишите "кивок". Не зря Вы делаете крен внутрь поворота.

погружать в воду один баллон - это куда меньше, чем погружать половину лодки

В случае с Аккордом один баллон как раз половина лодки. Но в общем случае я не смогу "погрузить" больше суммарного веса гребца, хмотья и лодки. Попробуйте удобно расположиться на цилиндрическом бревне и получить в борт mv. Перевернетесь без всякого погруженя.

Это ж просто динамика на пальцах, она понятна на уровне ощущения физической реальности.

Абсолютно нечего возразить.

#55 to: Mr_Ponch , re: #2 07 июля 2014 13:31
bmv

Подскажите а в июле вода бывает? Через неделю буду в питере и в районе сортавалы пару дней жить, ищу куда-можно быстро смотаться на полдня, поплавать.

Перед Хелюлей (то что 12:45 обнесли) - летом проходимо?

Хочется попробовать небольшой водопадик, а то у нас-то нету их))))

#56 to: bmv , re: #55 07 июля 2014 13:46
Mr_Ponch

Обычно на Тохму в июле не ходяn+ год малоснежный был. Не советую пробовать. Может Вам лучше на Уксу сунуться, воды там всяко больше, хотя, наверное тоже не много. Но это можно узнать здесь

#57 to: Mr_Ponch , re: #56 08 июля 2014 08:51
bmv

Почитал описания, посмотрел карту - по доступности и близости Янис идеально подходит, короткая река, почти везде вдоль дороги.

Подскажите, между какими поселками наиболее сложные/интересные препятствия?

#58 to: bmv , re: #57 08 июля 2014 10:42
Mr_Ponch

Между Хямекоски и Харлу и лютая плотина в Ляскеля (не ходили). Но в том, что по июльской воде Вам эти препятствия покажутся интересными после Ваших Уральских рек я очень сильно сомневаюсь.

#59 to: Mr_Ponch , re: #58 08 июля 2014 13:40
bmv

Плотина лютая, а я один буду, без страховки - безрассудно.

Так и пойду: от Хямекоски покатаю порожки. Да я посмотрел, что экстрима не будет, зато новое место, новая речка - всегда хорошо!

До серьезных препятствий трудно добираться в формате набега.

Мы на следующий сезон в конце мая запланировали красненькую-кутсайоки-тумча :)

Спасибо огромное за помощь!

#60 to: bmv , re: #59 08 июля 2014 14:13
Mr_Ponch

Да, не за что, главное, чтоб вода была)

Мы на следующий сезон в конце мая запланировали красненькую-кутсайоки-тумча :) -Отличная затея))