Река Каширка. На надувном каяке вниз от Шугарово и вверх до Белопесоцкий. Фотоотчет.

Каширка - это такая речка в подмосковье, на которой я уже несколько лет подряд открываю свой водный сезон. Речка эта - приток Оки, и как и множество других окских рек - она довольно быстрая и веселая. Но самое главное достоинство Каширки - огромный по меркам подмосковья сплавной участок, представляющий интерес - больше 40 километров до Оки - дерево и струя. И сегодня моя цель - именно Ока, по которой я должен заехать вверх три с половиной километра до платформы Белопесоцкий.

Река Каширка зимой

Эта фотография была сделана в среду 13 апреля 2011 года около восьми утра из окна электрички, на которой я забрасывался. Пейзаж не предвещал ничего хорошего...

Здесь можно сказать несколько слов о том, зачем это вообще все надо. Ну так вот, в подмосковье все реки практически одинаковы - это реки с очень медленным течением, в основном отличается только расход. И лишь в короткий промежуток весеннего паводка есть возможность проехать по веселым бурлящим потокам, которые летом снова превратятся в ручейки, которые можно переплюнуть. Начиная с конца марта и заканчивая концом апреля можно довольно весело кататься на лодочках прямо у себя под боком. Можно одним днем, можно двумя и больше. При этом не нужно брать отпуск - выходных хватит. И конечно же надувной каяк как нельзя лучше подходит для подобных приключений.

Я несколько раз был на Каширке раньше, и она всегда давала мне то, зачем я приезжал - море фана и позитива. Я думаю, что эта речка мне никогда не надоест.

Каждый раз мы катались по ней компанией из нескольких лодок, и всегда это был двухдневный формат - палатки, ночевка в лесу на берегу. И всегда я хотел подняться по Оке до Белопесоцкий, и всегда доходил лишь до последнего моста перед Окой. Двух дней не хватало.

На этот раз я был полон решимости осуществить наконец свою давнюю мечту несмотря ни на что. Ехать пришлось одному, и это было пожалуй благоприятным обстоятельством - все будет несколько быстрее - не будет лишних тупняков, которые так или иначе присутствуют в любых компаниях. Для успеха мне было нужно только одно - большая вода.

Эта весна очень затянулась, поломав все водные планы. Вот такая жесть творилось на Каширке 3-го апреля. В это время она обычно во всю течет, и часто бывает пик. Я конечно знал что и сейчас рановато, но такого "Нового Года" я никак не предполагал. Густой снежный покров большой воды совсем не предвещал...

Ехал я с Павелецкого вокзала на электричке до Ступино отправлением в 06:57, до места назначения она идет примерно полтора часа. Каширка пересекает железку между станциями Михнево и Шугарово - на первой фотографии - именно это место. Нужно сойти на платформе Шугарово, пересечь железную дорогу, затем идти назад к Москве.

Платформа Шугарово зимой

Пройдя дачи, повернуть направо и идти по дороге вниз к реке, до которой всего несколько сотен метров. Дачи остаются справа.

Лес на левом берегу реки Каширка

Вот карта. Она кликабельна, доступно высокое разрешение, спасибо Славе Завьялову. Карта удобная, рекомендую. Хорошо распечатать на A3.

Река Каширка, карта

Ну и где-то здесь можно уже стапелиться.

Река Каширка, дачный поселок

Подойдя поближе я увидел, что вода все-таки есть. Это все, что нужно для успеха мероприятия.

Река Каширка, весна, снег, но вода есть

В такую погоду на даче явно нечего делать, и я решил особо не шифроваться и застапелиться прямо на дороге. Лыжи вместо весел здесь бы смотрелись явно естественней. Сугробы присутствуют.

Дачный поселок в Шугарово. Весла в снегу.

Теперь нужно обязательно приготовить хороший горячий плотный завтрак. На таких мероприятиях это очень важно, без этого нельзя - в условиях холода, сырости и больших физических нагрузок нужно очень много энергии, и на завтраке лучше не экономить.

До реки мне добираться не хочется, так как берега здесь подтоплены, набираю воду прямо из-под снега. Сухая обувь дороже.

Вода для приготовления пищи.

На весенних одно-двухдневных выходах я не развожу костров, а пользуюсь газом. Очень многое хочется успеть, и костер для моих задач - слишком медленно и неэффективно.

Котелок, газовая горелка.

Ну вот, мой надувной каяк собран, я поел, переоделся в водное, вещи упакованы по гермомешкам, можно ехать. Но сначала - фото на память.

Каньон-Соло, река Каширка.

Вот здесь я собирался - прямо около дачного поселка. Мой оранжевый Каньон-Соло довольно оптимистично выглядит на белом снегу.

Каньон-Соло, река Каширка

Девушка, не бойтесь, я нормальный :)

Каньон-Соло, река Каширка

Поехали! (Ну наконец-то...)

Тюлений старт

Уровень воды относительно первого моста. Уровнем воды я доволен.

Река Каширка, Каньон-Соло, мост.

Первый обнос. С этим ничего не поделаешь, обносов на Каширке не избежать. Иначе это была бы не Каширка.

Первый обнос на Каширке.

Вид на левый берег.

Левый берег Каширки, березняк.

Бревна поперек реки на надувных каяках нужно перепрыгивать. Только так!

Прыжок через бревно

Ну а если немного не хватило - слезь и толкни. И не надо бояться продрать лодку о сучки и прочее дерево - как показывает моя практика, это практически невозможно.

Стоя на бревне

Сложность этого препятствия превышает мой уровень подготовки - я протащу каяк слева.

Неудобные бревна

Еще один мост позади.

Еще один мост через Каширку

Проволока через всю реку. Это остаток от маленького пешеходного мостика, сделанного местными через летнюю Каширку. Не полезу - жалко лодку.

Проволока через Каширку

По правому берегу тащусь сразу подальше, отсюда можно весело спрыгнуть. Дальше - поворот и всякие веселые завихрушки.

Поворот

Известняк и дерево - в них сама суть Каширки, ее дух. Известняк не позволяет размывать русло оврагом вверх, сохраняя быстрины, а дерево не дает на всем этом скучать.

Дух Каширки - известь и дерево

Дальше - стоячая вода, это подпор...

Подпор небольшой плотины

Собственно вот она, эта микроплотинка.

Небольшая плотинка на Каширке

Были бы все мосты такими большими и высокими...

Бетонный мост через реку Каширка

...а не такими маленькими и низкими. Гвозди там, проволока, железо. Жалко лодку, приходится обносить. Забегая вперед, скажу что через неделю (уже после Скитульца) уровень воды позволил довольно легко проехать этот мостик.

Река Каширка, меленький мостик, смытый паводком.

Характерное место c песчаным пляжем на левом берегу. Тут мы с парнями устраивали перекус, когда я сплавлялся по Каширке в первый раз.

Река Каширка, песчаный пляж.

Скучать на этой речке не приходится никогда. Пройдя одно препятствие, сразу видишь следующее и думаешь как его пройти. Постоянно крутишь и разгоняешь лодку, проходя габаритами в нескольких миллиметрах от деревянных преград. И хотя на фотографии это место кажется сплошной задницей - я прошел его довольно легко, не вылезая из упоров.

Деревянный ужос на Каширке.

Подъезжаю к плотине перед Иван-Теремец. По уровню, отмеченному ряской, видно что вода немного спала. Но по всем признакам это - суточное падение - вода с утра немного падает и прибывает к вечеру. Я иду на подъеме воды - пик паводка еще не наступил.

Река Каширка, подпор плотины.

Отсюда я приехал.

Перед плотиной на Каширке.

А сюда я еду - вдалеке виден бетон плотины.

Вдалеке - плотина.

Плотина создает скучный и довольно длинный участок подпора, но зато с нее можно весело попрыгать, и годом раньше я это делал. Но в этот раз не полезу - в холодную воду не хочется, ведь при прыжке вряд ли удастся отделаться легкими брызгами. А еще на таких с виду безобидных плотинках можно поиметь некоторое количество проблем, и объем и качество этих проблем мной еще изучены не до конца. Был бы человек с камерой и морковкой - тогда наверное да.

Каширка, слив плотины.

А братец Лис - не джентельмен!

Братца Лиса выселили из этих мест.

Еще одно характерное место - это брод, здесь реку пересекает грунтовка. Когда я ехал по Каширке в первый раз - здесь у нас была ночевка, и встали мы уже затемно. А сейчас было лишь начало второй половины дня. От этого брода до железнодорожного моста в Колычево - рукой подать.

Тут хочу отдельно сказать об одной интересной особенности Каширки. На участке Шугарово-Ока она делится на две ключевые части и эти части разделяет как раз этот мост. Первая - низкоскоростная, с постоянными крутыми маневрами и кучей дерева, течение сравнительно медленное, река сильно петляет. Вторая - быстрое течение (иногда даже длинные участки со стоячими валами), большие прямые участки, дерева почти нет, но есть несколько требующих обноса больших многолетних завалов. Интересно здесь то, что оба участка проходятся за примерно равное время, при этом длина первого - примерно 1/3, второго 2/3.

Вот почему так важен железнодорожный мост - это ключевая точка, на которой более-менее становится понятным весь расклад со временем. Рву когти, следующая остановка - мост, и там - перекус!

Брод через реку.

Этот мост - потрясающе красивое сооружение. Он узкий и ажурный, но просто высоченный! Жалею, что не сфотографировал его снизу.

Я пришвартовался к правому берегу прямо перед мостом, заварил полкотелка чая. Бутерброды, шоколадка - и сразу понял что жизнь налаживается.

Пофотографировал с моста. Отсюда я приехал, вот моя лодка. Она стоит прямо напротив впадающего в реку ручья, вода в нем очень мутная, видна граница относительно прозрачной воды Каширки и этой коричневой жижи.

Вид с железнодорожного моста в Колычево.

А сюда мне предстоит ехать. Я уже принял окончательное решение - пройти весь маршрут до Белопесоцкий одним днем. Ведь время еще всего около 16 часов, а я уже прошел мост. Хотя конечно понимаю, что в этом случае попадание на последнюю электричку до Москвы будет большой удачей.

Дальше начинаю конкретно лосить, и почти не фотографирую.

Вид с железнодорожного моста в Колычево - направление в сторону Оки.

Следующая фотография сделана уже очень далеко - от этого места до моста примерно столько же, сколько от моста до начальной точки моего маршрута. Но как я уже говорил выше, второй из этих промежутков преодолевается намного быстрее, чем первый.

Это - большой многолетний завал перед мостом в поселке Больничный (см. карту). Завал глухой, обнос обязателен. Сразу за завалом - мощная струя, уносящая под расческу. Если отчалить сразу за завалом - надо действовать быстро. Прыгаю в лодку, в упоры не залезаю, быстро ухожу от прижима. В общем было волнительно.

Завал на Каширке перед поселком Больничный.

А вот другое интересное место. Думаю те, кто был на Каширке его узнают. Это намного ниже поселка Больничный, здесь река делает крутую петлю, многолетний завал из упавших деревьев прямо перед забором дачного участка. Справа - небольшой полуостров, на пике паводка вода течет прямо по нему. Я несколько раз видел траву, примятую течением, и всегда мечтал поймать такую воду. На этот раз мне повезло, и я проехал на лодке прямо по этому полуострову. Хотя фотография плохая, но видно, где она в итоге оказалась.

Завал на реке перед дачным участком.

Это был последний завал перед следующей ключевой точкой - последним мостом перед Окой. Дальше река принимает несколько неплохих притоков и становится довольно полноводной.

Очень много бобров, особенно как раз в низовьях. Я всегда их видел на Каширке, но в количестве нескольких штук за день. Но в этот раз я встречал их уже десятками, потерял им счет. Видимо это потому, что я был один - от одного шума намного меньше.

Когда я подъезжал к мосту, еще только темнело. Я все-таки надеялся успеть на последнюю электричку до Москвы. Ведь в районе моста течение довольно быстрое.

Но стоило мне отъехать немного - река стала широкой, извилистой и очень медленной. Здесь я никогда не был. Довольно быстро стемнело. В носовой герме лежал налобный фонарь, старый добрый Black Diamond Spot с комплектом новых батареек. Но я не хотел останавливаться и доставать его. Луна светила, была какая-то минимальная видимость, и я продолжал двигаться. Далеко, на противоположном высоком и крутом берегу Оки светили огоньки Каширы.

Вот они, мои огоньки!

Река все больше петляла, стала очень широкой, течение остановилось совсем. Ясно было, что Ока очень близко. На пути встречались целые поля из плавучего дерева.

Луна скрылась за тучами. Огоньки на другой стороне тоже исчезли. Я потерял все ориентиры, и довольно долго плыл в полной темноте. Уже начал сомневаться - туда ли еду, не свернул ли случайно в какой-нибудь залив, ведь Ока разлилась и затопила пойму. Вокруг было много воды, я продолжал ехать...

Когда луна в очередной раз вышла из-за туч, стало видно хоть что-то. И вот тут я с ужасом понял, что происходит.

Я находился на огромном открытом водном пространстве - на середине Оки, разлившейся почти на пике половодья. Сильное, быстрое течение несет огромные бревна и еще кучу всего. Этот был жуткий момент.

Я понимал, что уже абсолютно выдохся и замерз, сил не осталось ни на что. Если сейчас что-то случится - до берега я уже не доберусь никогда. Например, наезд в темноте на бревно с гвоздями или еще что.

Доехал до берега, пробил с разгону пойменные кусты и зачалился. Достал фонарь, достал из кармана спасжилета упаковку орешков в шоколаде, поел, попил воды. Вроде полегчало. Надо сказать, упаковка орешков в шоколаде в кармане спасжилета - это круто, в таких условиях я бы приравнял это к обязательному снаряжению по обеспечению безопасности. ))

Но мне еще предстояло лезть по Оке против течения три с половиной километра до железнодорожного моста. Скорость удавалось поддерживать очень низкую, чтобы выдавить по максимуму, приходилось жаться как можно ближе к пойменным кустам - теченье там немного слабее, чем на фарватере.

Потом удалось просочиться между кустами и берегом. Так я и шел, пока не уперся в плотную стену кустарника, обвитого хмелем. Пришлось продираться. Железнодорожный мост уже близко.

Железнодорожный мост через Оку

Добрался до моста. Перед ним - небольшая полянка, какое-то ограждение, какая-то колючая проволока, фонарь. Решил собираться под фонарем.

К тому времени я уже прилично замерз, и едва ступил из лодки на землю - наступил просто дикий холод. Кое как вытряхнув из герм сухую земную одежду, я начал раздеваться. Когда снял брызгозащиту и остался только в мокрой термокофте и неопреновом трехмиллиметровом полукомбинезоне - стало просто жутко холодно. Когда же снял и это тоже - вот тогда сразу стало тепло.

В общем антистапель был в лучших традициях - в говне, на морозе и по секундомеру.

После такого переодеться в сухие теплые вещи, надеть пуховик - это просто райски приятно, но лучше не повторять. Думаю для продолжения подобных приключений купить все-таки хороший сухой гидрокостюм. Система "неопрен - брызгозащита" тоже работает, но в таких условиях - заморозки и упорное рубилово до темноты - лучше "сухарь".

Кое-как засунув обледеневшую лодку со всем барахлом в рюкзак, я поднялся к железной дороге и через некоторое время вышел на платформу Белопесоцкий. Естественно, все электрички на Москву уже ушли.

В принципе, у меня была палатка, коврик и спальник, я мог заночевать где угодно. Но есть вариант лучше - уехать в Ожерелье. Это узловая станция, вокзал открыт круглосуточно, в ларьке можно купить горячую еду.

Перейдя на противоположную платформу, я начал ждать электричку - от Москвы они идут чуть ли не до трех ночи. Подошел к табличке с названием станции и сфотографировал ее. И вот тут я понял, что у меня наконец-то все получилось, я все-таки дошел, дошел до Белопесоцкий.

Потом вокзал в Ожерелье, где я ночевал уже не в первый раз. Горячая лапша, банка пива, капюшон пуховика, тепло и покой до четырех утра, электричка до Москвы. Около семи утра я уже дома, можно поспать до обеда.

Я понял, что открыл для себя совершенно новый формат. Длинная и очень разная Каширка, а Ока вверх - это просто вишенка на торте для истинных гурманов. Всего почти 50 километров. Пройти за один день то, что обычно проходится за два дня. Не надо ночевать в холодном и сыром лесу, не надо тащить тяжелую снарягу и запас еды. Быстро пролететь длинный маршрут на легки лодочках, наслаждаясь скоростью, легкостью и контролем. Понял что хочу еще, но на этот раз можно избавиться от лишних тяжестей в лодке.

Через несколько дней опять - Скитулец, паводковая Вашана, и как всегда на отлично. По дороге домой рассказываю парням о своих планах. Костян предлагает во вторник сгонять на Каширку.

И мы сгоняли. И поймали реально большую воду, намного большую, чем была у меня. И поднялись по Оке, но на электричку до Москвы опять не успели. Ну что же, привет Ожерелье ))

Это говорит лишь о недостатке спортивного мастерства. Ведь мы только начали плавать такие однодневные марафоны, а значит мы еще новички. Будем учиться.

Скоро снова наступит весна, и мы снова будем ловить воду, и снова потащим свои лодки на Каширку. Я не знаю, удастся ли нам уложиться в наш новый норматив на этот раз. Но я уверен, что мы дойдем до Белопесоцкий.

Белопесоцкий

Sniff Sniff 13 декабря 2011 8 Каширка, Ока, помосковье, паводковый сплав, сплав, Каньон-Соло, фотоотчет, Каширский марафон, соло
Комментарии
#1 13 декабря 2011 13:03
Sniff

Спасибо камраду Бушу за предоставленный фотик! Без него этого поста бы не было.

#2 13 декабря 2011 13:04
Sniff

Кто хочет попробовать так же этой весной - приглашаю! Каширский марафон!

#3 18 декабря 2011 22:35
Mr_Ponch

Вообще, конечно, очень круто, особенно вариант в соло исполнении Есть пара вопросов, если позволите: 1) сколько всего обносов было на Вашем маршруте, создается впечатление, что их приходилось по 5 штук на километр?
и 2)Зачем поверх неопрена Вы одеваете брызгозащиту, чтобы меньше шокировать местное население или чтобы всякая дрянь типа репейника меньше цеплялась?

#4 20 декабря 2011 04:04
Sniff
  1. Да нет, всего не больше десятка на весь маршрут.
  2. Чтобы ветром из неопрена воду не выдувало - тогда очень холодно становится...
#5 20 декабря 2011 16:26
Mr_Ponch

Спасибо! Десять обносов на 50 км это нормально, а то, я тут, воодушевившись Вашим отчетом по Каширке попробовал в прошедшую субботу сходить на Ворю: за 1,5 км собрал 4 обноса, как-то сразу успокоился и решил сойти с маршрута. Хотя текла она очень неплохо. Кстати,был в неопреновых портках и ботинках, вообще никакого холода не почувствовал, хотя было весьма ветрено, а вот колючек нацеплял.

#6 to: Mr_Ponch , re: #5 21 декабря 2011 02:33
Sniff

На таких речках еще от уровня воды много зависит. На той же Каширке например - поехали еще раз через неделю, похоже поймали пик - проехали очень много того, что до этого мне пришлось обносить.

Кстати насчет завалов есть одна давняя мысль - летом ближе к Августу, когда воды не будет вообще - пойти на Каширку пешком в режиме пикника и полностью разобрать завал перед поселком Больничный - он самый обломный на маршруте...

#7 01 мая 2012 16:43
Akieshi

Все хочу поинтересоваться что за рюкзак на одной из фотографий? Я так понимаю в него упаковывается лодка? Если да то что за фирма и на сколько литров и конечно же где приобретался он? Подскажи пожалуйста!

#8 to: Akieshi , re: #7 14 мая 2012 19:13
Sniff

Это RedFox Lhotse 120.

Не рекомендую, на мой вкус - плохой рюкзак.