Классификация надувных байдарок

Сразу хочется сказать, что четко классифицировать все эти лодки нельзя. Им находится очень много применений, и используют их очень по-разному. Поэтому данная классификация довольно формальна, и не всегда отражает реальное положение вещей.

Количество мест

Порой очень странный параметр и очень необъективный. Для туризма часто используют лодки с количеством мест на 1-2 больше. Особенно это верно для лодок европейских и американских производителей, которые часто ориентированы на пляжное/прогулочное использвание.

Любителям агрессивно покататься на порогах скорее всего следует смотреть только на одноместные лодки.

Далее указывается количество мест по официальной версии производителя. Учтите, что производители указывают количество мест очень по-разному.

Пятиместные: Налим 375

Тип дна

Надувное дно делает лодку более живучей и жесктой. На мелях, по малой воде, на шкуродерах - с надувным дном гораздо меньше проблем. Но с другой стороны его наличие делает лодку более тяжелой и менее вместительной, что иногда имеет бОльшее значение. Также надувное дно увеличивает цену лодки.

Надувное дно

Не надувное дно

Однослойные и двухслойные конструкции

В среде водников уже давно ведутся споры о том, какое из этих двух решений в итоге лучше. Но на данный момент на этот вопрос нет однозначного ответа - есть как поклонники однослойных конструкций, так и двухслойных, причем как правило независимо от класса и предназначения лодок. Вот хорошо сформулированное мнение поклонников однослойных конструкций - статья Надувные мифы, размещенной на сайте Тайм Триал. Аналогичная статья от поклонников двуслойных конструкций мне пока не известна, но у них тоже есть довольно сильные аргументы. Так что если вы выбираете лодку, но не знаете, какое решение предпочесть - возможно просто стоит выбирать по остальным параметрам.

Двуслойная

Внешний силовой слой и внутренний газодержащий. Внешний слой задает обводы, определяет жесткость лодки и максимальное давление во внутренних баллонах. Внутренние баллоны как правило больше оболочки, и не несут существенной нагрузки. Их основное предназначение - удерживать внутри воздух, передавая давление на оболочку.

Однослойная

Форм-фактры по типу деки

Здесь есть много вариантов, различных компромиссов, но в основном можно четко выделить две основные философии: открытая дека и закрытая дека.

Лодку с закрытой декой многие сочтут более комфортной, так как вода не попадает в кокпит, плюс защита от непогоды. Но в автономных походах такие лодки как правило требуют более сложной упаковки груза, и часто - изначального сокращения его объема. Да и полную герметичность обеспечить не всегда удается. Если говорить о прохождении порогов и о лодках, для этого предназначенных, то такие лодки имеют постоянный объем, вес и соответственно ватерлинию, вода в них не попадает (хотя на практике есть масса нюансов). В определенных условиях, например на малых паводковых реках, где часто встречаются завалы, деревья поперек русла, нужно часто покидать лодку и садиться в нее из очень неудобных положений. В таких условиях закрытая дека сильно проигрывает.

Открытая дека позволяет очень комфортно размещать груз, и как правило его объем и габариты не проблема. Но так как вы находитесь в полностью открытой лодке - ничто не защищает вас от воды при волнении, прохождении валов и сливов, просто воды с весел, дождя и ветра. Но все эти проблемы успешно решаются специальной одеждой, например неопреном. Лодки для гладкой воды как правило не оборудуются самоотливом, и иногда требуется отчерпывать или сливать воду. Лодки с самоотливом лишены этой проблемы. На серьезных порогах лодки с открытой декой ведут себя довольно сложно. В зависимости от груза сильно меняются объем и обводы над ватерлинией. Когда вода сильно заливает кокпит, лодка меняет свой вес и соответственно ватерлинию, управляемость. Самоотлив частично решает проблему, но почти всегда работает не так быстро, как хотелось бы. Однако здесь есть своя особая техника, которая помогает проходить на открытых лодках сложные пороги. Еще очень удобны посадка и высадка. Опять же, в определенных условиях, например на тех же малых паводковых реках это становится очень сильным преимуществом.

Закрытая дека, встроенный фартук-юбка

Фактук и юбка конструктивно выполнены как одно целое. Такая конструкция применяется как правило на бюджетных лодках, предназначенных только для гладкой воды. Вода не заливается в кокпит, но очень неудобно влезать и вылезать.

В сложных походах такая конструкция опасна тем, что при оверкиле могут возникнуть трудности с аварийным покиданием судна.

Закрытая дека, срывная юбка

Лодки этого типа очень похожи на классические слаломные и полиэтиленовые каяки. При этом применяются практически те же юбки.

Конструктивно дека выполнена как неотделяемая часть лодки, доступ в кокпит - только через "очко" - одно или несколько. По краям оно имеет специальный профиль, на который натягивается юбка, которая быстро срывается с этого профиля при покидании судна.

По сравнению со съемным фартуком обеспечивает лучшую герметичность и надежность, но доступ в кокпит затруднен, особенно это сказывается при погрузке-разгрузке лодки.

Закрытая дека, съемный фартук, срывная юбка

Съемный фартук при необходимости открывает доступ в кокпит. На фартуке расположено "очко" - одно или несколько. По краям оно имеет специальный профиль, на который натягивается юбка, которая быстро срывается с этого профиля при покидании судна.

Съемный фартук по сравнению с монолитной декой дает преимущество при погрузке-разгрузке лодки, но не так надежен и герметичен.

Лодки этого типа: Волга-Волга, Шуя, Шуя Плюс

Открытая дека

Полностью открытая лодка. Очень много места для груза, удобная посадка-высадка и погрузка-разгрузка. Это очень удобно на малых паводковых реках.

Про современные лодки такой конструкции и без самоотлива рассказывать особо нечего - они как правило предназначены только для гладкой воды или несложных локальных порогов. Иногда оснащаются съемным фартуком.

Но лучше всего открытая дека сочетается с самоотливом. Открытые байдарки с самоотливом появились сравнительно недавно, но довольно быстро набирают популярность. При достаточной эффективности самоотлива на них можно довольно комфортно ходить по многоступенчатым порогам.

Полуоткрытая дека

Дека закрывает только нос и корму. Края деки могут поддерживаться жесткими элементами. Снижает попадание воды в кокпит, но ограничивает объем груза по высоте в носу и корме. Не затрудняет посадку-высадку.

Полуоткрытая дека с надувными арками

Нечто среднее между закрытой и открытой декой. Дека закрывает только носовую и кормовую части. Края деки со стороны кокпита поддерживаются надувными арками. Это во-первых не дает деке провисать - тогда вся вода с деки шла бы в кокпит. Во вторых, надувные элементы возвышаются над декой, опять же, не давая воде затекать в лодку.

При пробивании небольших вальчиков и дожде дека заметно снижает количество воды, попадающей в лодку. В то же время не затрудняется посадка и высадка, что очень важно например на малых паводковых реках со множеством завалом и деревьев поперек русла. Но при этом ограничивает объем груза по высоте в носу и корме.

Лодки этой конструкции редко оборудуются самоотливом, или оборудуются упрощенными его вариантами, как например Sevylor Thaiti.

Наличие самоотлива

Самоотлив, который иногда еще называют "системой самоосушения кокпита" - это просто предусмотренная конструкцией лодки возможность для вытекания воды из кокпита естественным путем (например, специальные отверстия в дне). При этом низшая точка кокпита должна быть выше ватерлинии. Применяется только на открытых лодках.

С самоотливом

Наличие упоров

Для туризма наличие упоров не является обязательным. Но если вы хотите плавать технично и агрессивно - упоры необходимы, причем все - и бедренные, и пяточные (а также адекватный спинной упор - "спинка").

Для лодок с закрытой декой часто можно рассматривать упирание коленями в деку как замену бедренных упоров. Качество работы такой системы - другой вопрос.

С бедренными упорами

С пяточными упорами

С бедренными и пяточными упорами

Наличие элементов каркаса

При помощи жестких элементов каркаса можно легче придать лодке желаемые свойства. Но при этом конечно теряется некая "концептуальность" чисто надувных лодок.

Часто встает вопрос насчет классификации некоторых лодок - отнести их либо к каркасно-надувным, либо к надувным с продольными элементами каркаса. Действительно, грань между этими двумя классами бывает очень тонкая, поэтому предлагаю смотреть на то, что вносит бОльший вклад в продольную жесткость лодки - надувные элементы или каркас. Или по-другому - в каком состоянии лодка будет жестче - в надутом, но без каркаса или с каркасом, но сдутая. По этой системе такие лодки как "Викинг" и "Легор" относятся к надувным.

С продольными элементамии каркаса

С поперечными элементамии каркаса

Актуальное на барахолке
Продам Хатанга Expedition 25 500 руб. Москва 1
Продам Хатанга 1 16 000 руб. Москва 1
Продам Хатанга 1 Sport 18 000 руб. Москва
Продам Хатанга 2 21 000 руб. Москва
Продам Хатанга 2 Sport 23 000 руб. Москва
Продам Хатанга 3 23 000 руб. Москва
Продам Хатанга 3 Sport 25 000 руб. Москва 1
Продам смена-1 8 000 руб. Павловский Посад 11
Продам Стерх-2 Москва 1
Продам Щука 3 12 000 руб. Санкт-Петербург
Куплю Налим 300 Москва
Продам Байдарка "Ильмень-M" Москва
Продам Скаут-45 23 000 руб. Калуга
Продам Упаковочные рюкзаки для лодок 2 900 руб. Санкт-Петербург, возможна доставка 4
Продам Катамаран кб Сталкер 16 000 руб. Тверь
Продам БАЙДАРКА ХАТАНГА 3 СПОРТ 30 000 руб. Нижний Тагил
Куплю Байдарка Helios 2 Одесса, Одесская область
Сдам в аренду Прокат(аренда) байдарок Таймень-2 Таймень-3 600 руб. МОСКВА
Продам Продам новую Налим-300 17 000 руб. Краснодар, Краснодарский край
Продам Весло WERNER PLAYER 15 000 руб. .Москва
Продам Шлем SWEET WANDERER 6 000 руб. Москва
Продам Гидрокостюм PALM 3 000 руб. Москва
Продам Обувь каякера 2 000 руб. Москва
Продам Хатанга Лена 20 000 руб. Москва
Продам Хатанга 22 900 руб. Москва
Продам Каное Gumotex. Распродажа склада. 26 000 руб. Москва
Продам Каное Gumotex. Распродажа склада. 26 000 руб. Москва